Грунт беспощаден

Подготовка модели к окраске… А если за окном светит солнце и поют птицы?

Лето… Когда-то давно, в счастливом босоногом детстве, лето казалось чем-то необъятным и бесконечным, оно вмещало в себя огромную череду эмоций и событий, которых с лихвой хватало на многочисленные сочинения на тему «Как я провел лето». Теперь же, в офисной производственной суете, лето напоминает скоростной пассажирский поезд, который проносится с шумом мимо полустанка, на перроне которого стоишь, дышишь воздухом, разгоняемым составом, и думаешь о том, как бы успеть, хоть чуть-чуть ухватить волшебства под названием Лето…

Неспешно продолжаются работы над масштабной сборной моделью советского истребителя Ла-5ФН в масштабе 1\48. В принципе, работы и не прекращались ни на неделю, но из-за незначительности результатов частые апдейты решил не постить, дабы не засорять эфир по мелочам. И вот, собрав материала не небольшую статью, спешу поделиться сделанным.

Итак, после неудачной примерки пушек, и внимательного изучения инструкции, предлагаемой производителем, а так же небольшого серфинга по просторам интернета, мне окончательно стало понятно, что без выборки излишней толщины пластика,закрыть капоты с установленными пушками не получится. Последовавшее решение отказаться от установки начинки подкапотного пространства мне кажется совершенно понятным и естественным, так как после войны с фюзеляжем возиться еще и с обточкой капотов, да и еще что бы потом этого всего не было бы видно зрителю, все-таки это неоправданное увеличение итак растущих как на дрожжах трудозатрат. В роли суслика который есть пусть выступят сымитированные тандеры в кабине пилота, пока мне этого достаточно.

Примерка пушек и капотов. Видна недостаточная длина стволов

Примерка пушек и капотов. Видна недостаточная длина стволов

Сюрпризом не стало неточное прилегание капотов. Щели, возникшие при этом, были устранены при помощи вставок из тянутого литника, модельного клея и наждачной бумаги 800-й зернистости.

Маскировка фонаря кабины пилота масками из BigED затруднений не вызвала, впрочем как и установка оного на фюзеляж. Единственное, что хочется отметить, так это материал, и которого изготовлены маски — по фактуре он похож на тамиевский скотч, а следовательно склонен к растягиванию и имеет бархатистые края на срезах,  а следовательно чуть более сложен в работе, нежели маски от того же самого Hobby+. Но это сугубо личное мнение.

Конечно, столь многочисленное воздействие абразивных материалов на планер практически напрочь лишило его не только имитации заклепок, но и рельефа жаропрочных панелей и стягивающих лент. Для восстановления столь заметных деталей самолета и решил использовать фольгу-самоклейку, которую с легкостью можно найти на развалах строительных рынков и полках строительных же супермаркетов.

На основе распечатанных масштабных чертежей самолета, взятых из одноименного номера журнала «Война в воздухе», изготовил шаблоны, по которым и вырезал детали из фольги. После снятия защитной пленки и приклеивания вырезанных деталей по месту, разглаживал фольгу ватной палочкой до образования ровной гладкой поверхности. Осмотрев результат придирчивым взглядом, понял, что фольга несколько толстовата. Эту проблему я решил сняв лишнюю толщину наждачной бумагой 2000-й зернистости. Ей же выровнял складки и морщинки, образовавшиеся на зализе.

Имитация при помощи фольги ленты крепления центроплана и правой консоли крыла

Имитация при помощи фольги ленты крепления центроплана и правой консоли крыла

Имитация при помощи фольги ленты крепления центроплана и левой консоли крыла

Имитация при помощи фольги ленты крепления центроплана и левой консоли крыла

Имитация жаропрочных панелей при помощи фольги-самоклейки

Имитация жаропрочных панелей при помощи фольги-самоклейки

Затем был замаскирован кокпит и планер отправился в ванну, для купания в теплой мыльной воде.

После водных процедур и устранения явных косяков (дополнительной заделки потребовали места сопряжения травленого силового набора крыла и пластика консоли), установил травленые створки капота.

Установленные травленые створки капота

Установленные травленые створки капота

 

Наконец на модельном столе стало появляться нечто, напоминающее легендарный истребитель!

И вот пришла долгожданная пора для того, что бы дрогнули стрелки манометров, да разогналось масло по компрессору — модель можно грунтовать!

Не могу скатать, что я использую грунт каждый раз перед покраской, отнюдь. Все зависит от процесса сборки. Если он вызывал трудности и был сопряжен со множеством доводочных работ — то грунт просто необходим. Только благодаря использованию грунтовки на этой стадии, до перехода к непосредственно покраске модели, можно выявить недостатки сборки и шлифовки, а так же практически безболезненно устранить их. Фотографирование, внимательность и терпение — вот та птица-тройка, которая способна вынести строительство модели на следующий этап.

Tamiya Liquid Surface Primer White и результат его работы

Tamiya Liquid Surface Primer White и результат его работы

Четко видно что данной место требует дополнительной обработки

Четко видно что данное место требует дополнительной обработки

В качестве грунта я использовал разведенный старым добрым нафтановским 647-м растворителем до состояния нежирного молока Liquid Surface Primer White от Tamiya. Наносил на модель при помощи аэрографа с диаметром сопла 0,3 при рабочем давлении около 2 bar. При таких параметрах толщина слоя грунта легко контролируется, а в при необходимости заполнения пустот легко сделать лужу управляемого размера именно в нужном месте. После просушки слоя и внимательного осмотра проблемных мест, устранял выявленные недостатки — все-таки белый цвет отлично подчеркивает огрехи сборки — и проводил шлифовку наждачной бумагой 2500-й зернистости с водой. Всего мне понадобилось 4-ре цикла грунт-шлифовка-просушка для достижения удовлетворившего меня результата.

Так выглядит модель после зачистки недостатков в мыльной воде

Так выглядит модель после зачистки недостатков в мыльной воде

Настал черед для восстановления имитации заклепок.

Rivet-R Mini RB-T010

Rivet-R Mini RB-T010

Для решения этой задачи я использовал — не побоюсь этого слова — замечательный инструмент — Rivet-R Mini RB-T010 с колесом с шагом зубъев в 1 мм от RB Productions. Очень удобный в обращении инструмент! Идущие в комплекте колеса с межзубным расстоянием от 0,5 до 1,5 мм с шагом 0,25 придают инструменту небывалую универсальность во всех ходовых масштабах. Сложностей в накатке не возникло, даже не смотря на то, что я впервые держал его в руках. Накатка проходила в режиме Поставил — Прицелился — Прокатил. Единственное место, где возникла сложность — так это при накатке вертикальных рядов на жаропрочных панелях на зализе. Диаметр колеса не позволил довести ряды до стыка крыла и фюзеляжа. На горизонтальных поверхностях — повторюсь — сложностей не возникло.

"Лавка" под грунтом. Вид сверху.

«Лавка» под грунтом. Вид сверху. (кликабельно)

"Лавка" под грунтом. Вид снизу. (кликабельно)

«Лавка» под грунтом. Вид снизу. (кликабельно)

На этом считаю подготовку модели советского истребителя ВОВ Ла-5 ФН к покраске завершенной.

Добро пожаловать в комментарии!

 

29 июля, 2015 by