Продолжается нелегкое дело строительства модели истребителя Ла-5 ФН от «Звезды» в масштабе 1/48.
На текущий момент сделано: собран двигатель, лафет, две травленые внутренние части крыла под установку отклоняемой части закрылка, причем левая часть уже установлено в крыло.
Пора двигаться дальше!
Первым делом была уставлена правая собранная внутренность крыла, благо опыт отрезания лишнего уже имелся. И именно этот опыт сыграл со мной злую шутку: потеряв бдительность (я же это уже делал, знакомая операция), я не проверил линию разреза и в результате был снят лишний миллиметр с зализа. Вроде и не смертельно, но образовашаяся щель в этот самый миллиметр потребует дополнительных затрат для ее устранения.
Установленные внутренние части крыла
Пришла очередь шпатлевочных работ. Для чего из зубочистки путем диагонального среза заостренной части ножом был изготовлен мастерок для нанесения шпатлевки. Для устранения дефектов пластика и огрехов сборки и стыковки деталей я использую фирменную шпатлевку Tamiya White Putty. Мне она нравится своим белоснежным цветом, податливостью к шлифовке и отсутствием усадки после высыхания, хотя и обладает тенденцией к крошению при последующей обработке ножом или скрайбером.
Зашпаклеванные утяжины левого борта
Процесс протекал следующим образом: импровизированным шпателем (зубочистка с диагональным срезом) я брал небольшое количество шпатлевки — шарик диаметром 2-3 мм — и шпателем заделывал образовавшиеся щели. А щелей было много! И если огрехи при сопряжении травленых деталей и пластика вполне уместны и понятны, то промежности — другого цензурного слова и подобрать не смог — в стыковке штатных деталей вызывали глубокое разочарование, граничащее с унынием.
Радиооборудование
Зашпаклеванные стыки консолей
Ведь сколько хвалебных од спето в интернете набору 4801 от «Звезды»! «Прорыв отечественного моделестроения», «Шедевр компьютерного 3D-моделирования», «Самая подробная модель истребителя Лавочкина» — вот лишь некоторые из них. И ведь все правда! Трудно поспорить. Все присутствует! Но есть одна ложечка дегтя, способная испортить праздник модельной жизни… Это качество звездовского литья. А вернее его отсутствие. Облой, непонятные наплывы в местах стыковки деталей — все это требует дополнительных затрат самого бесценного ресурса — времени… Конечно, все это решается дополнительной обработкой, совершенствованием техник владения ножом и шкуркой, но… «Звезда» — самый широкопредставленный производитель масштабных моделей на полках наших магазинов. Практически в каждом сельпо за небольшие деньги можно стать счастливым обладателем танка, или самолета, а может и даже вертолета! А ведь есть еще корабли, лодки, автомобили и фигурки! А потом неокрепшая душа в процессе постройки сталкивается с подобной неряшливостью производителя и в конечном итоге мир теряет еще одного стендового моделиста… Почему Тамия в 70-х уже могла то, чего в 2010-х не может (или не хочет) сделать «Звезда»? Вопрос конечно риторический.
Но вернемся к верстачку.
Завершение «шкурных» работ в первом приближении (оставшиеся огрехи будут выявлены при последующем грунтовании и устранены на планере в целом), позволило приступить к отделке рабочего места пилота.
Установка шпангоутов в фюзеляж, ручки управления и педалей, трудностей не вызвала, а потому я решил перейти к покраске. Сначала задул силовой набор в Flat Black XF-1 от Tamiya. Черный цвет в качестве основы подчеркнет рельеф при последующем нанесении более светлого интерьерного.
Прешейдинг правого борта
Прешейдинг левого борта
Поскольку нативного 73040 А-14 от АКАН мне раздобыть не удалось, решил мешать оттенок сам, ориентируюясь на изображение в мониторе. Искомое было получено добавлением нескольких капель Flat Black XF-1 в XF-12 IJN Grey. Вся краска из палитры Tamiya. Для придания глянцевого эффекта с получившуюся смесь добавил глянцевый лак X-22 Clear — где-то 10% от объема разбавляемой краски.
Окрашенный правый борт
Окрашенный левый борт
Немного времени на просушку — и можно устанавливать травление. Эдуардовская серия Zoom — цветное самоклеющееся травление — это просто песня! Аккуратные детали, повышающие как деталировку, так и зрелищность, ставятся легко и комфортно. Единственное, что следует учитывать, что при отделении деталей от рамок модельным ножом следует скорее отрезать детали, нежели прост давить лезвием на место соединения. Так же сложности возникли при формировании криволинейных поверхностей. И наверное тут помог бы специнструмент для работы с травлеными деталями, но у меня пока нету такого в наличии.
Ручка управления и педальный узел
Приборная панель
Количество подсборок растет
Левый борт
Левый борт
Внтреннее убранство
Продолжение следует…
Сначала никак не мог понять, зачем красить борта изнутри, потом увидел, что в конечной модели отдельные участки внутренней стороны борта будут видны в районе кабины пилота.
Всё равно не понимаю зачем красить борта изнутри целиком.
Есть такое мнение. Можно было и половину травления не ставить, и шпангоуты.. Но на фото оно останется! А мысль о том, что на педалях есть ремни на самом деле согревает… 😉 Хоть этого и не видно.